Нам всем издавна хорошо известно выражение «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Сегодня автомобиль - это необходимость каждого дня, неотъемлемая часть нашей жизни. Мировой парк легковых автомобилей уже превышает 500 млн. шт. Только в Украине их насчитывается около 6 млн. на 52 млн. жителей. Тенденция развития автопарка свидетельствует о том, что лет через 10-15 количество легковых автомобилей на 1000 жителей возрастет до 150 и выше. Кроме того, значительно изменится и структура парка автомобилей. Она будет представлять собой почти всю гамму марок и моделей автомобилей мира и приблизится к структуре парка автомобилей стран-импортеров. Благодаря этому значительно изменится и средний возраст автомобилей, находящихся в эксплуатации.
На сегодняшний день он составляет 12,4 года, а через 5-10 лет эти автомобили просто физически станут непригодными для использования. Да и законодательство будет способствовать процессу «омоложения» автопарка, и главная причина таких изменений - интеграция Украины в страны Европы. Исходя из этого можно предусмотреть, что замена автомобилей со временем участится, а нормативный срок их эксплуатации уменьшится с 8, как установлено у нас теперь, до 4-5 лет, как в странах Европы, в частности в Германии.
В результате эксплуатации, а также физических и химических процессов, происходящих в автомобиле, его узлы и механизмы постепенно изнашиваются, техническое состояние ухудшается, и как следствие - увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
Источником таких выбросов являются отработавшие газы автомобильных двигателей. В них содержится свыше 200 вредных компонентов, из них около 160 – производные углеводорода. Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее исследованными являются выбросы двигателя и картера автомобиля. В состав этих выбросов, помимо азота, кислорода, углекислого газа и воды, входят такие вредные компоненты, как окись углерода, углеводороды, окислы азота и серы, а также твердые частицы, содержащие свинец и сажу.
За 1998 год автотранспортом в атмосферу было выброшено: Украина – 1432965 т вредных веществ на 6 млн. автомобилей; США – 46200000 т на 200 млн. автомобилей; ФРГ – 7042000 т на 41 млн. автомобилей. Если учесть, что среднегодовой пробег автомобилей составляет 15 тыс. км, можно подсчитать количество вредных выбросов, приходящихся на 1 автомобиль за год: Украина – 0,358 т; США – 0,239 т; ФРГ – 0,172 т.
Во всем мире на свалках ежегодно накапливается около 15 млн. т непереработанных отходов. Такое огромное их количество объясняется тем, что автомобили, предназначенные для утилизации, были сконструированы и изготовлены еще 15-20 лет назад, когда автомобильные фирмы вопросами переработки и вторичного использования материалов практически не занимались. Тогда основное внимание уделялось снижению производственных и эксплуатационных расходов. Естественно, так не может длиться вечно. Неотъемлемая часть утилизации - вторичная переработка материалов, или иными словами - рециклинг. Схему рециклинга необходимо учитывать еще на стадии проектирования автомобиля, путем присвоения индекса рециклинга, который бы отображал легкость замены, переработки и вторичного использования его частей. Рециклинг - придание материалам необходимых свойств, которые позволят использовать их вторично. Иными словами, рециклинг – вторичное использование. Приведем некоторые примеры рециклинга. Так, корпусы отработанных АКБ и покрышки перерабатываются на брызговики и защитные пленки сидений, новые покрышки. Материалы пластиковых бутылок используются в декоративной отделке салона автомобиля и др. В 1993 году компания «Mercedes»запустила собственную рециклинговую схему, которая действует пока только в Германии.
Тенденции прироста парка автомобилей и интеграция Украины в страны Европы свидетельствуют о необходимости внедрения концепции утилизации автомобилей в Украине уже сегодня и ставят проблему утилизации в ряд актуальных проблем сегодняшнего дня.
Понятно, что внедрение концепции утилизации невозможно без соответствующего закона, которого в нашей стране, к сожалению, пока еще нет. Во всех странах Европейского Сообщества уже действуют единые требования к содержанию экологически вредных веществ в материалах и отходах. Так, содержание брома не должно превышать 20 мг/кг, кадмия - 10, фтора и свинца - 20, хлора 1000 мг/кг. Также определен и уровень обеспечения вторичной переработки материалов автомобилей: к 2002 году - не менее 85%, а к 2010 году перерабатываться и запускаться в основное производство должно не менее 95% от массы автомобиля. Сегодня уровень пригодности автомобилей к вторичной переработке в большинстве зарубежных фирм пока ниже этих цифр. Например, у автомобилей марки Toyota и Volkswagen - ~ 75%, Opel - ~ 85-90%. Европейским Сообществом определены нормы переработки материалов старых автомобилей (см. диагр. 2).
Сегодня система экологических требований наиболее развита в Германии, где достигнут самый высокий уровень обеспечения квалифицированной утилизации старых автомобилей. Так, Бундестагом 4 июля 1997 года к основному Федеральному Закону было принято «Предписание об утилизации старых машин», в котором отражено всю суть и основу метода утилизации автомобилей. В Германии существует несколько уровней решения проблем сбора отслуживших автомобилей, вторичной переработки их деталей и материалов.
Первый уровень - производители автомобилей. | |
Второй уровень - небольшие фирмы, которые часто работают без прибыли и финансируются администрациями округов, региональными дилерами крупных автомобильных компаний или концернов. | |
Третий уровень - специализированные фирмы-утилизаторы. | |
Четвертый уровень - объединения и совместные программы, в которых принимают участие исследовательские институты, автомобилестроительные фирмы, химические и металлургические концерны, а зачастую и государственные органы. |
Так что же такое утилизация автомобилей и к чему она сводится? Попробуем это объяснить на примере специализированного предприятия-утилизатора, расположенного во Франции.
Предприятие оснащено современным оборудованием и рассчитано на переработку до 200 авто в день. Здесь со старых автомобилей сначала снимают колеса и аккумуляторные батареи, сливают жидкости, демонтируют большие агрегаты и неметаллические части. Затем кузов с оставшимися на нем узлами прессуется и направляется на линию дробления и размола. Полученный материал сортируется методами магнитной и массовой (воздушной и жидкостной) сепарации. После этого полученный материал упаковывается и продается предприятиям металлургической и химической промышленности. Непригодную для вторичной переработки часть материала сжигают для получения энергии, а остатки вывозят на свалку. Пригодные к эксплуатации детали реализуются через магазины, торгующие подержанными запасными частями. Таким образом во Франции утилизируется большинство старых автомобилей.